Белорусский рынок встраиваемой бытовой техники растет на 25-30% в год

altОбъем белорусского рынка встраиваемой бытовой техники (ВБТ) в 2007 году составляет около $80 млн. Рост продаж по итогам года составит 25-30%, а по отдельным позициям – 50%, отмечается в исследовании Consultant BY.

Подобное исследование проводилось впервые. В ходе его анализировались основные группы ВБТ: кухонные вытяжки, духовые шкафы, варочные панели и посудомоечные машины.

Отмечая динамичное развитие данного сегмента рынка, эксперты Consultant BY констатировали, что доминирующую роль в нем играют теневые поставки, на которые приходится 75-80% продаж.

Основная часть легальных поставок приходится только на две крупнейшие компании-поставщика. “Остальные, в основном это хаотично работающие на рынке мелкие поставщики и оптовики, в своей работе используют именно серые схемы. Главным образом это касается индивидуальных предпринимателей, доли каждого из которых на рынке ВБТ составляют не более 1%”, – говорится в исследовании.

В связи с высокой долей теневых поставок официальный импорт ВБТ в Беларусь по четырем товарным группам (вытяжки, варочные панели, посудомоечные машины и духовые шкафы) в 2006 году составил только около 85 тыс. единиц на общую сумму $9,5 млн.

Тогда как с учетом неофициальных поставок годовой объем рынка ВБТ, по оценкам экспертов Consultant BY, приблизительно составляет 350 тыс. единиц или $80 млн.

По итогам 2005-2006 годов удалось установить, что рынок ВБТ прирастает на 25% в год. “Предположительно, в ближайшие три года (2007-2009 гг.) динамика продаж останется на этом же уровне либо незначительно вырастет. И только по одной группе – посудомоечные машины – ожидается настоящий бум и, соответственно, рост продаж на 50%”, – отмечают эксперты Consultant BY.

Исследование показало, что в настоящее время около 50% всех белорусских потребителей предпочитают встраиваемую технику обычной кухонной бытовой технике, при этом данный показатель ежегодно возрастает.

Говоря о структуре спроса на импортную ВБТ в республике, эксперты констатировали, что самые низкие темпы роста прогнозируются по варочным панелям и духовым шкафам. По их словам, это объясняется традиционно сильными позициями отдельно стоящих плит Gefest на белорусском рынке.

Кроме того, исследование выявило некоторые особенности в структуре спроса на ВБТ в Беларуси. В частности, наибольшим спросом среди населения пользуются недорогие (в пределах $155) кухонные вытяжки. Их доля в общем объеме рынка самая большая – примерно 50%. Далее следуют более дорогие варочные панели (средняя цена порядка $375) и духовые шкафы (около $475) – 25% и 20% соответственно. На долю самых дорогих (в среднем $800) посудомоечных машин сейчас приходится лишь 5% рынка.

По оценкам экспертов Consultant BY, явными лидерами на рынке вытяжек в республики являются компании Elica и CATA, лидер по поставкам духовых шкафов, варочных панелей и посудомоечных машин – концерн Electrolux (марки Zanussi, Electrolux, AEG). “Остальной рынок размыт между более чем двумя десятками присутствующих на рынке брендов”, – отметили они.

При этом, как выяснилось в ходе исследования, подавляющее большинство белорусских потребителей предпочитает самые обыкновенные и дешевые вытяжки. В этом сегменте в основном представлены такие популярные бренды как Ardo, Ariston, CATA, Elica, Fox, Gefest, которые занимают лидирующие позиции и в более высоких ценовых сегментах. “Причем, как ни парадоксально это звучит, очень часто вытяжка приобретается для того, чтобы занять пустующее место над варочной панелью или плитой и зачастую практически не используется. Именно поэтому технические характеристики продукта мало интересуют белорусского потребителя”, – констатировали эксперты.

Основные характеристики техники, на которые белорусский потребитель обращает внимание – цена и дизайн, поэтому наибольшим спросом пользуется ВБТ низшего и среднего ценового диапазона. Как выяснилось в ходе исследования, встраиваемая бытовая техника низшего ценового сегмента занимает около 75% от общего рынка ВБТ в натуральном выражении и около 50% в денежном, что составляет примерно $40 млн.

Кстати, по словам экспертов, белорусские производители ВБТ медленно, но верно завоевывают свои позиции на рынке именно благодаря этим двум характеристикам – цена и дизайн. “Сейчас наиболее заметную позицию на рынке занимает продукция GEFEST и ЗАО “Атлант”, которая успешно конкурирует в своем классе с продукцией известных зарубежных производителей”, – отметили они. При этом, считают эксперты, в ближайшее время стоит ожидать усиления конкуренции со стороны белорусских производителей в сегменте ВБТ.

Говоря о перспективах развития белорусского рынка встраиваемой бытовой техники в целом, эксперты ожидают, что в будущем он станет более цивилизованным: поставщики уйдут от серых схем, что поспособствует развитию сетей специализированных салонов-магазинов ВБТ. В числе предпосылок для этого эксперты видят то, что уже сейчас основной канал реализации встраиваемой бытовой техники – это специализированные салоны бытовой техники (23% продаж) и кухонные салоны (19%). Еще 9% ВБТ продается через мебельные магазины. Остальные продажи осуществляются через интернет-магазины и мелкие торговые точки.


Оставить комментарий