Укрощение строптивого

укрощение строптивого

Благодаря взаимозаменяемости многих материалов загородный участок можно обустроить в соответствии с предпочтениями землевладельцев. Альтернативой гранитной брусчатке становится тротуарная плитка, кирпичную стену имитируют тонкие облицовочные панели, однако заменить чем-либо изящные металлические решетки, перила, светильники и другие кузнечные изделия довольно трудно.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Сегодня художественная обработка металла пере-живает свое второе рождение. Металл использует-ся для создания самых разнообразных функцио-нальных и декоративных ландшафтных элемен-тов – заборов, ширм, арок, павильонов, фонарей, мебели, опор для вьющихся растений, скульптуры. Возможности кузнечного ремесла позволяют во-плотить любой дизайнерский замысел, продемон-стрировать безупречную четкость линий, повто-рить причудливое переплетение ветвей, хрупкую красоту цветов. Различные орнаменты, рисунки, способы обработки изделий позволяют создать ди-намичные и статичные композиции, придать усадьбе парадность, утонченность, респектабель-ность, патриархальность, романтический характер, ярко выраженный национальный колорит.

Кованые элементы прекрасно сочетаются со многими видами строительных и отделочных мате-риалов. Удачно подобранные ограждающие конст-рукции, оконные решетки, садовые павильоны и скамьи подчеркнут строгость готики, нарядность рококо, напомнят о роскошных парадизах восточ-ных владык. В декоре классической усадьбы часто задействуют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов (например, меандр). Ней-тральны по стилю рисунки в виде перекрещиваю-щихся линий, зигзагов, кругов, овалов, ромбов, звезд. Более изысканны завитки, арабески, паль-метты, шрифтовая вязь. Модерну свойственны асимметрия и чарующая текучесть линий. В основу рисунка чаще всего положен растительный сюжет: изгиб трав, переплетение лиан, цветы лилии, тюль-пана, ириса, мака, орхидеи.

КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА

Прежде мастера кузнечного дела занимались штучным производством, сегодня изготовление наиболее востребованных изделий может быть поставлено на промышленную основу. Неболь-шие элементы – листочки, розетки, пики, эмбле-мы – часто изготавливают методом штамповки. Для воспроизводства отдельных фрагментов за-тейливого рисунка, конструктивных элементов типовой садовой мебели, малых архитектурных форм и т. п. иногда применяют художественное литье из стали, чугуна, сплавов на основе алюми-ния или меди. Многие сложные конструкции со-бирают из литых, штампованных, кованых фраг-ментов, что в некоторых случаях уменьшает тру-дозатраты и позволяет снизить стоимость изде-лия. В ряде производственных мастерских цена зависит от сложности заказа и объема работы. Представленные в каталоге изделия обходятся значительно дешевле выполненных в единичном экземпляре. Самые экономные заказчики могут приобрести “полуфабрикаты” для самостоятель-ной сборки.

Повышающийся спрос на кованые элементы в совокупности с низкой информированностью поку-пателей приводит к заполнению рынка изделиями сомнительного качества. Недобросовестные произ-водители за ковку порой выдают конструкции, изготовленные методом холодного деформирования металла (скручивания, гнутья и т. п.).

Неблагоприятный климат уже в первый год эксплуатации способен сделать непрезентабель-ным изделие без защитного покрытия, поэтому все ландшафтные элементы подвергаются соот-ветствующей обработке. Эффективную защиту обеспечивает горячее цинкование, однако подоб-ным образом обрабатывают лишь элементы не-больших и средних размеров. Хорошо зареко-мендовало себя порошковое покрытие: единич-ные повреждения защитного слоя появляются лишь через пять-семь лет с начала эксплуата-ции. Также пользуются популярностью грунтов-ки, эмали (в том числе автоэмали), специальные кузнечные краски. Большинство защитных средств выдерживают капризы погоды не более двух-трех лет, кроме того, целостность изоли-рующего слоя может быть нарушена из-за несо-блюдения технологии обработки. Готовые изделия необходимо обезжирить, тщательно зачис-тить сварные швы, затем нанести антикоррози-онное покрытие. Если покрытие разрушается, с поверхности всего изделия или его отдельного фрагмента приходится удалять старый слой и ржавчину, а затем наносить новое защитное средство. Качественная обработка в итоге суще-ственно экономит средства и время, надолго за-щищая металл от коррозии. Готовые кованые и литые изделия окрашивают в черный, темно-ко-ричневый, серый, зеленый, белый и другие цве-та, весьма эффектно смотрятся оттенки золота, серебра, бронзы, латуни. Поверхность металла после окраски может быть блестящей, матовой, с имитацией патины.

ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ

Забор, калитка и въездные ворота формируют пер-вое впечатление об усадьбе, поэтому декору грани-цы надела придается не меньшее значение, чем воз-ложенной на забор охранной функции. Границы ча-стного владения часто обозначают коваными или сварными металлическими конструкциями. По прочности и долговечности железный забор значи-тельно превосходит деревянный и сопоставим с со-оружениями из камня, кирпича и бетона. Возводить глухие “берлинские” стены целесообразно лишь в том случае, когда необходимо надежно изолировать участок от соседних наделов. Однако сплошное огра-ждение лишит владельцев удовольствия любовать-ся окрестными пейзажами, зрительно уменьшит площадь надела, ухудшит ингаляционный режим территории. В капитальном заборе стоит оставить серию окон или арочных проемов, забранных в прочные и красивые кованые решетки.

Проницаемая для взгляда и ветра ограда – идеальный вариант для обрамления большинства загородных участков, особенно расположенных в черте охраняемых населенных пунктов. В некоторых поселках существует регламент застройки, за-трагивающий, в частности, тип и декор огражде-ний. Приоритет зачастую отдается именно ажур-ным конструкциям, благодаря чему общественные зоны элитарных поселков приобретают стилевую целостность. Комбинация из кованых решеток и других материалов смотрится более респектабель-но, нежели ограждение, полностью выполненное из металла. К тому же ажурная преграда кажется на-дежней в сочетании с “тяжелыми” конструктивны-ми элементами. Классический вариант – камен-ные либо кирпичные опорные столбы, базирую-щиеся на таком же цоколе, и визуально проницае-мые решетчатые пролеты. Несущую конструкцию часто выполняют из бетона и облицовывают искусственным камнем, также для комбинированного оформления периметра усадьбы используют архи-тектурный бетон, имитирующий природный песча-ник, известняк. Калитка и ворота могут быть ажур-ными, с изысканным рисунком на фоне цельного листа металла. Реже “подложку” выполняют из морозоустойчивого полупрозрачного пластика.

Технология художественной обработки ме-талла позволяет воспроизвести на ограждении классические орнаменты, восточные арабески, мо-тивы, свойственные модерну. По предоставленно-му эскизу искусный мастер выполнит индивиду-альный заказ, например, выкует для украшения ворот или фронтона главного усадебного строения фамильный герб или вензель землевладельца.

Символом загородной резиденции порой становят-ся угадывающиеся в хитросплетении металличе-ских прутьев силуэты животных, подковы, рога изобилия. Весьма популярны растительные моти-вы, например, увивающая прутья виноградная ло-за. Верхняя кромка ограждения обычно представ-ляет собой затейливо изогнутую линию, подчас оживленную позолоченными шариками, розетка-ми, цветочными гирляндами и т. п.

Ограждающие конструкции также подойдут для вольера с собаками, декоративными дверца-ми иногда изолируют хозяйственную площадку. Рядом с кованой калиткой будет уместен выпол-ненный в том же стиле почтовый ящик, а номер дома можно выделить рамой.

Если металлический забор должен стать пре-градой для непрошеных гостей, его высота со-ставляет не менее 1,8-2,2 м. Поперечные пере-кладины и хитросплетение изысканных узоров превращают иные конструкции в подобие лест-ниц, поэтому орнаментом рекомендуется оформ-лять лишь верхнюю и нижнюю кромки достаточ-но высокого ограждения. Прутья решетки могут быть прямыми, витыми, слегка изогнутыми и да-же имитирующими бамбуковые стебли; по верх-нему краю ограду порой “вооружают” острыми пиками.

ДОМ В КРУЖЕВАХ

Установив ажурную ограду по периметру сада, логично использовать аналогичный декор для уса-дебных построек. Импозантность особняка в стиле арнуво подчеркивают кружевные оконные пере-плеты, перила лестниц, козырек над входом, за-тейливые ограждения балконов, а также балкон-чики для контейнеров с цветами. Многие дома в классическом духе и строения, не претендующие на принадлежность к определенному стилю, так-же можно дополнить изделиями, которые выпол-нены одним из методов художественной обработки металла. Ковка и литье гармонируют с оштукату-ренными стенами, кирпичной кладкой, грубо обра-ботанным камнем и отполированным до зеркаль-ного блеска мрамором. Двери и ставни добротного деревянного сруба стоит декорировать коваными накладками. “Тяжелым”, монументальным строе-ниям металлическое кружево придает воздуш-ность, с его помощью можно завуалировать неко-торые неэстетичные, но необходимые элементы, например, опутывающие здание газовые и водо-сточные трубы. В цокольном этаже изящные ме-таллические решетки защищают окна и огражда-ют оконные приямки. Границу по периметру экс-плуатируемой кровли также целесообразно обо-значить легкими металлическими конструкциями. Благодаря мелким декоративным и функцио-нальным элементам облик строения станет более продуманным и оригинальным. Стильными эта-жерками и ампелями со множеством ярких цве-тов украшают крыльцо, террасу, балкон, патио. Ковкой можно оформить конек крыши, специаль-ными зонтиками защитить от дождя дымоходы. На шпиле устанавливают флюгер в виде совы, “золотого” петушка, летучей мыши, бегущей ло-шади, быка, кораблика, летящей на метле колду-ньи. Фонари на кованых или литых кронштейнах монтируют над входами и балконами; светильни-ки с опорами различной высоты освещают веду-щие в дом ступени. Путь в живописный “замок” порой проходит по кованому мосту, вход “охраня-ют” рыцарские латы, рогатые шлемы древних викингов, развешенные по стенам мечи, секиры и ятаганы.

ИЗЯЩНЫЙ СИЛУЭТ

Одни малые формы помогают акцентировать от-дельные фрагменты сада, другие разделяют тер-риторию на функциональные зоны, задают ком-позиции ритм либо придают усадьбе целостность. Часто организующим элементом ландшафта ста-новятся садовые светильники и малые архитек-турные формы. В “дворцовом” парке уместны так называемые пушкинские фонари с опорой высо-той минимум 2,2 м. Светильники в стиле модерн иногда выполняют в виде цветка: плафон округ-лой формы превращается в “бутон”, опора – в эффектно изогнутый “стебель”, декорированный листьями, усиками, ягодами. Стекло плафона мо-жет быть прозрачным, цветным, матовым, с эф-фектом инея, дождевых капель, пузырьков. “Ди-кий” уголок усадьбы стоит украсить светильни-ком, словно оплетенным узловатыми корнями. В стилизованном китайском садике на мостах, крышах беседок устанавливают скульптурные изображения сказочных драконов.

Довольно часто металл комбинируют с други-ми материалами, к примеру, сиденья и спинки кованых садовых диванов, кресел, стульев вы-полняют из дерева, текстиля и т. п. Столешницы делают из дерева, стекла, инкрустируют камнем, цветным стеклом, морскими раковинами. Камен-ным, кирпичным, бетонным мостикам и лестни-цам особую воздушность придают “кружевные” перила. Коваными и литыми элементами обрам-ляют основание ротонды; из металла выполняют остовы скамей, качелей, скобы и замки на “ста-рых” постройках. Ковку используют для декори-рования фонтанов, “старинных” колодцев, сол-нечных часов.

Кованые решетки между массивными стол-бами навеса отчасти смягчат тяжеловесность конструкции и помогут обособить уголок отдыха от остальной территории. Мебель, различные ак-сессуары и конструктивные элементы из металла незаменимы при обустройстве летних кухонь, па-тио, зон барбекю. Скульптурными изображения-ми птиц и животных стоит оформить участок, стилизованный под естественный ландшафт. Ширма, крыша перголы, спинка скамьи могут превратиться в огромную паутину. Выполненные из металла фигурки улиток, ящериц, кузнечиков и т. п. размещают вблизи мест отдыха, рядом с прогулочными дорожками, иначе небольшие из-делия будут практически неразличимы среди бо-лее крупных деталей ландшафта.

НАДЕЖДА И ОПОРА

Арки, ширмы, трельяжи, перголы, ограждения, обелиски и другие малые архитектурные формы обычно служат опорами для вьющихся растений. Девичий виноград или хмель быстро оплетут ко-ваную ротонду, дотянутся до оконных перепле-тов и балконных ограждений. Изящные конст-рукции летом частично скрыты листвой, однако зимой становятся самодостаточными элементами оформления, четко выделяясь на фоне заснежен-ного сада. Из крупногабаритных решетчатых эле-ментов с вьющимися формируют анфилады, крытые аллеи, затененные места для отдыха.

У тяжелых, высоких конструкций бетонируют опоры, основания небольших обелисков фикси-руются в грунте. Для визуальной изоляции сада вьющиеся растения высаживают вдоль ажурного забора.

Благоустройство и озеленение усадьбы не должно проводиться спонтанно. Важно, чтобы все малые формы были соразмерны площади участка и его отдельным уголкам, соответствовали стилю оформления объекта и гармонировали друг с дру-гом. Чем больше эффектных элементов использо-вано для декора сада, тем спокойнее общий фон ландшафта. Основой сада в этом случае становятся подстриженные газоны; древесные насаждения компонуют в живые изгороди и однопородные группы. Для дорожек и площадок предпочтитель-ней однотонное мощение либо едва заметные пере-ходы оттенков.

Оставить комментарий