Наш дом: Свет и дизайн. Многообразие возможностей

Этот обзор мы решили посвятить проблеме освещения. Точнее не самой проблеме освещения, а тем проблемам, которые с ней связаны: дизайн светильников, дизайн освещения, и т. п. Для того, чтобы рассказать вам, дорогие наши читатели, обо всех этих проблемах, мы обратились в одну из московских фирм, торгующих осветительным оборудованием.




Но не тем оборудованием, которое можно купить сегодня в большинстве московских фирм, а оборудованием, которое большинство фирм просто в Россию не завозит. Ведь завозят в основном дешевый товар – так называемый ” ширпотреб” китайского, турецкого или аналогичного им производства. С одной стороны это и понятно – народ у нас в основном не очень богатый, но ведь это не повод для того чтобы продавать ему только дешевые вещи. Ведь старая английская поговорка “Мы не на столько богаты, чтобы покупать дешевые вещи” очень точно отражает теперь и отношение к этим вещам Российского покупателя. Да мы еще пять лет назад о некоторых из этих вещей и не слышали. Жили вообще скромно и тихо – в каждом доме под потолком висела стандартная люстра-тарелка, на стене стандартное бра.

И только потом мы узнали, что существует и другое осветительное оборудование. Но потом процесс знакомства с мировыми достижениями в этой области несколько притормозил. В результате почти все московские улицы освещены одинаковыми фонарями, витрины магазинов подсвечены одинаковыми светильниками. А когда везде все одинаковое, согласитесь, становится скучно. Так вот, сегодня мы и решили выяснить, а есть ли возможность создавать индивидуальные световые решения, разнообразив выбор осветительного оборудования. Для этого мы и встретились с представителем торговой фирмы “О+Мега” Михаилом Дмитриевичем Минаком. Нашу беседу с ним мы и предлагаем Вашему вниманию.

Наш обзор в № 2 мы посвятили электроустановочному оборудованию – розеткам, выключателям и т. п. Но в этом обзоре мы рассказали об оборудовании только одной фирмы. Оборудование еще каких фирм представлено в России и в частности в Москве? Вы задали довольно сложный вопрос. Фирм, чья продукция представлена на отечественном рынке, довольно много и назвать их все будет трудно. На Московском рынке представлено примерно 20-25 фирм. Среди них такие фирмы как “Мертен”, “Легран”, “Юнг”, “АВВ” (“Буш Егер”), “Симон”, “Гира”, “Попп” , “Сименс”, “Копп”, “Эльзо” (это немецкие фирмы),”Анам” (Южная Корея), , “Продакс” (Венгрия), “Элье” (Швеция), плюс несколько итальянских фирм. Конечно стран и фирм, производящих электроустановочное оборудование, гораздо больше.

Прежде всего, надо отметить, что далеко не все фирмы рвутся торговать своим оборудованием в России – условия работы здесь весьма своеобразные. Ряд стран и фирм не представлены на нашем рынке по чисто техническим соображениям. Так Американский континент на нашем рынке практически не представлен – возможно, это объясняется несколько другими стандартами напряжения и сетевой частоты. Так же практически нет продукции, выпускаемой в Англии – там тоже действуют отличные от Российских стандарты. Например, там принято несколько отличное от нас расположение штекеров в розетках – все вилки и розетки трехштырьковые, с обязательной землей. Нет на нашем рынке Японии (фирма “Националь”) – это то же несколько другие, если можно так сказать восточные стандарты – т. е. продукция и рассчитана в основном на Восточный регион.

Но давайте поговорим о продукции тех фирм, которые представлены на нашем рынке. Особо следует выделить продукцию Германского производства. Среди стран Европы, а возможно и в мире Германия по производству выключателей и т. п. продукции, пожалуй, лучшая. Наверное, ни в одной стране мира нет такого разнообразия электроустановочного оборудования и фирм, выпускающих эту продукцию.

В Германии фирмы оцениваются по нескольким параметрам: по солидности или точнее по престижу, по разнообразию выпускаемого ассортимента или точнее по количеству выпус-каемых программ, и по объему продаж, т. е. по обороту фирмы. Особой популярно-стью в Германии, если судить по объему про-даж пользуется, пожа-луй, фирма “Беркер”, далее “Буш Егер” – дочерняя фирма кон-церна АББ, “Мертен” и компания “Юнг”. Здесь конечно необхо-димо учитывать мно-гие факторы. Концерн АББ – это можно сказать государство в государстве – одна из крупнейших мировых компаний. Естественно они обладают просто колоссальными возможностями как в производстве, так и в вопросах рекламы. У “Мертена” конечно же несколько другие возможности, т. к. и сама компания поменьше, но тем не менее, основанная еще в 1906 году, она до сих пор успешно работает на международном рынке среди лидеров.

По разнообразию выпускаемой продукции в Германии принято делить фирмы на категории. 1-я категория – это такие компании, выпускающие престижную продукцию и не менее четырех программ от стандартной (рассчитанной на самое широкое применение, например в строительстве) до дизайнерских и элитных и, следовательно, наиболее дорогих. Это такие компании как “Беркер”, “Буш Егер”, “Мертен”, “Гира”, “Юнг”. 2-я категория – это фирмы, выпускающие менее престижную продукцию. Это такие компании как “Пеха”, “Легран”, “Копп”, “Попп”, “Эльзо”, “Сименс”.

О продукции фирмы АББ, наверное, можно подробно не рассказывать – в ваших обзорах о ней рассказано довольно много. “Мертен” отличается довольно качественным механизмом выключателей. Программа этой фирмы рассчитана на людей, которые берут не просто первый попавшийся выключатель, а подбирают его к дизайну помещения. В России, так же как и в Германии, продажа товаров этой фирмы идет в основном через оптовиков. Например в Германии Вы не найдете товара этой фирмы ни в одном большом универмаге, где можно купить 1-2 розетки – они продаются либо в специализированных магазинах, либо через оптовиков, которые продадут Вам выключатели как минимум на всю квартиру сразу. В Москве картина примерно такая же – изделия этой фирмы закупаются в основном под проекты, т. е. то же оптом.

“Гевис” в России тоже мало продается через розничную сеть. Они обеспечивают проекты, продают через оптовиков. “Беркер” представлен на Российском рынке почему-то только в Петербурге. “Копп” всегда делал упор на более дешевые выключатели, они широко применялись в строительстве. Сейчас они стали выпускать несколько новых программ, в том числе есть программы с претензией на элитарность. “Легран” (Франция) – это довольно крупная международная фирма, и конечно возможностей у неё больше, чем у более мелких компаний. Может быть, по престижу выпускаемые ею выключатели и не стоят на одном из первых мест, но зато по объему продаж они занимают одну из ведущих позиций.

Южная Корея представлена фирмой “Анам”. “Анам” – это, прежде всего несколько отличный стандарт и дизайн. То, что эти выключатели выполнены по другому стандарту, имеет иногда неприятные последствия. При ремонте Вы сможете заменить оборудование только на оборудование той же фирмы “Анам”. Если Вы задумаете установить в коробку “Анам” оборудование, выполненное по Европейскому стандарту, то у Вас, скорее всего ничего не получится. Вам придется заменить и коробку, т. к. никакое другое оборудование в старую установочную коробку “Анам” не встает.

Затем можно назвать такие фирмы как “Пеха” – её выключатели отличаются своеобразным дизайном и окраской (например, черный с красным), “Симон” Испания) – у неё довольно широкий спектр программ, но все они рассчитаны на людей среднего достатка. Надо сказать, что по количеству программ эта фирма, пожалуй, является чемпионом – у них не меньше десятка программ.

“Сименс” – это еще одна фирма, являющаяся государством в государстве – по престижу фирма не очень котируется, но по уровню продаж занимает, безусловно, одно из ведущих мест. Есть фирмы, которые полностью копируют форму выключателей и розеток у таких фирм как “Мертен”, “Беркер”, “Буш Егер”. Этим занимаются, прежде всего, турецкие фирмы. Надо сказать, что форму они копируют просто замечательно, но механизм при этом остается чисто турецким, т. е. его качество оставляет желать лучшего. Этот ширпотреб в России продается в массовом порядке.

“Эльзо” – одна из фирм бывшей ГДР. По престижу фирма в Германии не сильно котируется, но на нашем рынке товары этой фирмы почему-то находятся на уровне цен товаров таких фирм как “Мертен” и “Буш Егер”. “Эльё” (Швеция). “Эльзо” продает практически одну из программ “Мертен”. “Продакс” (Венгрия) – изделия похожи на изделия фирмы Буш Егер. Есть еще польская фирма “Поло” – это одни из самых простейших выключателей.

Теперь перейдем к осветительному оборудованию. Чем Европейский рынок отличается от Российского и какое оборудование на нем представлено? Давайте посмотрим, чем сегодня буквально забиты отечественные магазины? Прямо скажем – дешевым импортным ширпотребом, или осветительным оборудованием по таким ценам, что нормальному покупателю и в магазин заходить не хочется – чего смотреть на люстру, если цена у неё больше чем у автомобиля. И разнообразием отечественный рынок товаров нашего покупателя прямо скажем не балует.

А ведь есть возможность торговать по-другому. Торговать можно и нужно, прежде всего, хорошим товаром, произведенным фирмами мирового класса. Почему, да потому что хороший и качественный товар никогда не выходит из моды. Если его не продали сегодня, то он непременно будет продан завтра (или через год). С товаром-однодневкой все сложнее и в плане продажи и в плане эксплуатации. Если такой товар не продан сегодня, то завтра придется продавать его за бесценок. В эксплуатации картина тоже не лучше – через год-два изделие выходит из моды и просто перестает смотреться, требуя замены. А поговорим мы сегодня именно о том разнообразии осветительного оборудования, которое предлагает сегодня поку-пателю Европейский рынок. Это и будет ответом на Ваш вопрос.

Италия как в люстрах, так и в настенных светильниках представляет, прежде всего, традиционный дизайн, с традиционным для этой страны использованием цветного стекла. Среди итальянских фирм прежде всего необходимо упомянуть фирму “Артемида” – это одна из ведущих фирм, разрабатывающая собственный дизайн. Среди Германских фирм, поставляющих в Россию своё осветительное оборудование, есть такая фирма, как “СР-дизайн”, которая работает на рынке уже 270 лет. Прежде всего обращают на себя внимание её классические изделия.

Среди них есть изделия до 7 метров высоты при соответствующем диаметре (естественно такие изделия изготавливаются только на заказ), и меньшего размера, вполне соответствующего габаритам обычной квартиры. Изделиями этой фирмы можно с успехом украсить как офисы и конференц-залы, так и жилые помещения. Надо отметить, что это оборудование недешевое, но с таким осветительным оборудованием с удовольствием работают и дизайнеры всех рангов, и отделочники. Не будем долго комментировать, фотографии все скажут сами за себя.

Выпуском подсветки для гостиниц в Германии занимается только 3-4 фирмы (для сравнения – выпуском светотехнической продукции занимается около 2000 фирм). Есть две крупных фирмы, занимающиеся выпуском только светильников для детей. Много фирм занимающихся “трековыми” системами. Их можно успешно применять и для подсветки в магазинах, музеях. Например, фирма “Эрко” – это, пожалуй, мировой лидер по производству технически сложного и престижного освещения.

За ней идут “Цумтобель” (прекрасные потолочные и настенные офисные люминисцентные светильники), “Хоффмайстер” (делает упор на подсветку для магазинов), и “Трилюкс” (ориентирована на освещение офисов и магазинов). В изделиях этих фирм свет поставлен за счет специальных ламп, отражателей, различных фильтров, т. е. есть различных вариантов освещения можно добиться не за счет применения различных светильников, а за счет различных технических ухищрений, “упрятанных” в одних и тех же по форме светильниках.

Если в бытовых светильниках огромную роль играет форма, стекло, цвет, то для технических светильников фирмы “Эрко”, устанавливаемых где-нибудь под потолком, дизайн большой роли не играет (сам светильник, как правило, и не виден), важно только освещение, которое дают эти светильники. Например, за счет применения различных фильт-ров эти светиль-ники позволяют до-биться просто по-разительного эф-фекта. Они находят себе широкое при-менение и в барах и в ресторанах.

Фирма “Цумтобель” знаменита тем, что она разработала специальную отражающую пленку, которая позволяет изготавливать светильники значительной протяженност. Одна лампа, спрятанная в стеклянную трубу, покрытую изнутри такой пленкой, может осветить её на довольно большую длину, и следовательно осветить больщую площадь под такой лампой. До сих пор никто не превзошел своеобразный рекорд фирмы “Цумтобель”, когда одна лампа освещает трубу длиной 22 метра (эта лампа как памятник установлена при входе в офис фирмы).

Для гостиниц широкой популярностью пользуются изделия таких фирм как “ВКР”, “Месалль”. Их изделия украсят интерьер любой гостиницы – это прикроватные, настольные, потолочные и т. п. светильники. Например, вот такие прикроватные светильники на поворотной несколько необычной штанге.



Эти фирмы выпускают и неплохие уличные светильники. Представленное в настоящее время в Москве садово-парковое осветительное оборудование либо китайское, либо итальянское. Итальянцы в основном такое оборудование делают из пластмассы (фирма “Агрилюкс”). Китай поставляет нам в основном стекло, отделанное металлом. Например, есть довольно солидный магазин на одной из центральных улиц Москвы, торгующий ювелирными изделиями. Фасад краси-вый, отделан мрамором, но, к сожалению “украси-ли” его китайскими све-тильниками, которыми “украшена” половина магазинов Москвы.

Ну что сказать – испортили эти светильники все впечатление. Наверное можно было украсить фасад, например вот такими светильниками фирмы ВКР. Может быть эти светильники и несколько подороже, но за то они бы и смотрелись по-другому. Такие светильники создают, во-первых, собственный дизайн, а во-вторых, просто совершенно по-иному смотрятся на таком богатом фасаде. Ну и, конечно же, создают другое впечатление о фирме, более солидное.

Что касается освещения витрин магазинов, то тут есть масса фирм с хорошим дизайном и вполне приемлемым уровнем цен. У нас для подсветки используется почему-то оборудование одной фирмы – “Ливаль” (Финляндия) (не считая конечно китайских светильников). Все с этим смирились и считают эти светильники лучшими, хотя можно было бы, не задумываясь, назвать 5-6 фирм, подсвечивающее оборудование которых ничем не хуже, но гораздо разнообразнее по дизайну. Ведь согласитесь – это становится просто скучным, что в каждой витрине стоят почти одинаковые светильники. А может быть мы еще просто не привыкли к тому, что каждый магазин должен иметь свою индивидуальность. Осветительное оборудование выбирается чисто по функци-ональному признаку – надо поставить – не задумываясь, применяем оборудование “Ливаль”. Почему? Да потому что только его продают, а в результате только его все используют.

Многие фирмы выпускают интересные светильники для наружной подсветки зданий. Здесь можно использовать и встроенные в тротуар светильники, и настенные, и прожектора, оснащенные собирающими и рассеивающими линзами. Есть специальные влагозащищенные фонари, которые можно использовать для подсветки фонтанов, бассейнов и т. п. Здесь и хороший ассортимент, и интересные дизайнерские решения. Нельзя не отметить, что Москва сейчас начала красиво подсвечиваться – подсвечиваются многие здания и сооружения.

Но вот только качество этой подсветки и дизайнерское оформление могли бы в ряде случаев быть и лучше. Пример – гостиница “Савой” – подсвечена простейшими прожекторами, установленными буквально у каждого окна. В результате конечно видно, что здание подсвечено, но подсвечены как бы отдельные куски стены, а картина общей освещенности здания вырисовывается весьма примитивной. Очень неплохо смотрится подсветка гостиницы “Ленинградская”, хорошо смотрится освещение Крымского моста – просто издали видно, что над этим вопросом работал хороший дизайнер.

Какую продукцию стоит использовать для создания “собственного” дизайна или стиля, т. е. стиля свойственного только вашей фирме? Как в Германии, так и во всем мире не все фирмы продают изделия целиком собственного производства – конечно же, здесь часто используется кооперация. Безусловный интерес представляют именно те изделия, которые фирма изготавливает целиком самостоятельно (естественно лучше всего использовать изделия фирм, которые разрабатывают собственные дизайнерские коллекции) – именно они красноречивее всего характеризуют лицо фирмы-производителя.

Пусть таких изделий будет всего 3-5 штук на весь каталог фирмы, но это будут такие светильники, которых точно нет больше ни у одной фирмы. С помощью таких изделий любая фирма, их использующая, может создать свой индивидуальный (или лучше сказать неповторимый) стиль. Это касается и внешней подсветки здания и внутреннего оформления помещений. Например, вот такая симпатичная подсветка и настенные светильники.



Для подсветки картин и вообще местной подсветки предлагается широкий выбор очень оригинальных светильников. Шина расположена наверху, а вниз спускается облегченная и довольно воздушная конструкция с лампой. Такую подсветку можно успешно использовать и в музее, и в картинной галерее, и в магазине и даже в квартире.

Широк выбор и уличных светильников, причем светильников “неизбитых” и нетрадиционных. А “неизбитость” и нетрадиционность – это как раз то, что называется индивидуальностью. Ну, вот Вам пример. На Манежной площади установили фонари. Никто не спорит, что фонари хорошие – выполнены они в так называемом “Пушкинском” стиле, а, попросту говоря, являются аналогами фонарей, установленных около памятника Пушкину, на тем и знаменитой Пушкинской площади.

Но ведь если хорошо подумать, то лучше бы они так и оставались единственными в Москве и стояли только возле памятника Александру Сергеевичу, создавая единственный и неповторимый колорит этой площади. А на Манежной площади стояли бы свои фонари, единственные и неповторимые. А так и та, и другая площадь свою неповторимость несколько потеряли. К сожалению, во многих местах Москвы не всегда ставят красивое и нужное именно в этом месте осветительное оборудование. Как правило, устанавливается довольно дорогой, но “ширпотреб”. А ведь возможностей в этом для создания индивидуального облика для каждой площади множество.

Освещение московских офисов разнообразием тоже не блещет. Вот пример неизбитого решения освещения для офиса. Это “козырек” из алюминиевого профиля, в полости которого спрятана вся проводка и являющийся одновременно несущей конструкцией. С помощью такого “козырька” можно устроить, так сказать “разнонаправленную” подсветку – свет может быть направлен и вверх (стена-потолок) и вниз, создавая местную подсветку. К нему же можно крепить и направленные светильники местной подсветки.

Встроенные потолочные точечные светильники. Московский рынок сейчас просто завален ширпотребом из Турции, Китая, Тайваня и даже из Испании. Спорить не будем, такие светильники действительно нужны, но их однообразие постепенно начинает утомлять. Есть те же светильники, но со стеклянным фонариком – это и красиво и оригинально.



Светильники даун-лайт – это тоже светильники, встраиваемые в потолок. Они чуть побольше, чем точечные. С их помощью можно добиться как направленного, так и рассеянного освещения, а можно и того и другого одновременно. Есть лампы, которые позволяют создать просто оригинальное освещение – например, установленная на потолке или в полу, лампа будет освещать стену напротив неё (за счет измененного угла установки лампы), есть масса других световых эффектов. Правда стоит предостеречь покупателей – таких светильников в дешевом исполнении, сейчас продается довольно много, но дешево это не всегда хорошо – дешевые светильники никакой игры светы (рассеянное/направленное) Вам не дадут.



И конечно же предлагается богатый выбор светильников в стиле модерн. Это современные оригинальные решения, правда, обязывающие иметь определенный интерьер, соответствующий такому освещению. Что в России не очень хорошо представлено, это настенные и потолочные светильники, а между тем на Европейском рынке эти изделия представлены довольно широко. Для тех, кто почему-то не любит классические хрустальные люстры или просто не может в силу ряда причин повесить такую люстру, предлагается большой выбор потолочных светильников из хрусталя. Здесь есть и светильники, устанавливаемые над столом – очень подходят для казино, бильярдных, есть светильники, тоже устанавливаемые над столом, но уже предназначенные для ресторанов и кафе.

Для тех, кто предпочитает нестандартные оригинальнальные световые рекламные решения, есть великолепные проекционные фонари, с помощью которых можно “высветить” на полу или на стене например эмблему Вашей фирмы. Такая эмблема не тускнеет (ну разве что придется со временим за-менить лампу в проек-ционном фонаре). Про-екционные фонари мо-гут сделать и движу-щуюся проекцию, и соз-дать эффект воды – в общем возможны раз-личные варианты.

Вот такими широчайшими дизайнер-скими возможностями обладает современное осветительное обору-дование, выпускаемое в Европе. Конечно, мы сегодня рассказали далеко не обо всех фирмах и не обо всей выпускаемой ими продукции. Но думается, что даже та небольшая часть этого огромного моря продукции, о которой мы сумели сегодня рассказать, даст о нем наглядное представление. А так же позволит заронить в сознание людей одну простую мысль – создание индивидуального и неповторимого светового дизайна – дело вполне доступное. Надо только захотеть. В общем, давайте будем делать свет с головой. Возможности для этого есть.

Техническая информация предоставлена фирмой “О+Мега”

Оставить комментарий